Рынок IP-телефонии в условиях санкций. Что выбрать: облака, кастомизацию или российский серийный продукт?
Согласно исследованию компании NeoAnalytics, в 2020 году доля зарубежных компаний составляла более 90% от российского рынка телекоммуникационного оборудования. При этом около 50% рынка принадлежало Cisco.
В этом году Cisco сбежала с российского рынка. Ей составили компанию Microsoft, Atos, Ericsson, Nokia, Juniper. 8 сентября 2022 года представители американского разработчика Avaya заявили, что компания в ближайшее время также уйдет из страны.
Все это изменило до неузнаваемости российский рынок телекоммуникационного оборудования, в том числе сегмент IP-телефонии. Раньше рынок стоял на трех китах: поставщик, заказчик, продукт. Сейчас продукт исчез, и система зашаталась. Поставщик не знает, на чем строить решения, что предложить заказчику. Заказчик не знает, что дальше делать с инфраструктурой.
Пока система не станет кирпичом, пусть работает!
Работая в системной интеграции, я вижу, как заказчики реагируют на новую ситуацию. Большинство не бежит импортозамещаться. Внедрение IP-телефонии происходит не за две минуты и стоит дорого, поэтому люди не готовы разрушать инфраструктуру и начинать ее строить с нуля.
Мнение большинства заказчиков примерно такое: «Пока система не станет кирпичом, пусть работает! Да, мы ищем альтернативу, но пока менять ничего не будем!»
Со стороны заказчиков идет исследование новых возможностей. Люди приходят и спрашивают, какие есть альтернативы. При этом у заказчиков появилось недоверие к буржуйским решениям, оставшимся на рынке. «Где гарантия, что и другие зарубежные компании не сбегут?» — этот вопрос возникает у многих.
Паника и желание быстро все поменять встречаются только у некоторых заказчиков. Они носятся по рынку и ищут «ту же Cisco, но с другим названием и более дешевую». И когда им поставщики объясняют, что на текущем рынке таких решений нет, они кричат: «Все пропало, нечем импортозамещаться!»
Облачная АТС — универсальное решение?
Некоторые заказчики бегут в облачную революцию и думают, что операторы им предложат классное решение. Но у провайдеров до сих пор нет сервисов, которые могли бы дать все плюшки стационарной станции — например, удобную работу с короткими номерами.
Как правило, функционала облаков хватает мелким ребятам, которые раньше сидели на Panasonic. Средние и крупные компании в облачную революцию не бегут, так как им нужен более широкий функционал. Облака всегда ограничивают пользователей определенным набором опций, и если компания масштабируется, то возникают серьезные проблемы.
Безопасность — важнейшее качество любой IT-системы. Чем больше сервисов имеет выход в интернет, тем больше появляется уязвимостей. Имея локальную телефонную станцию, заказчик контролирует систему сам.
Так как облачная телефония использует интернет, то при большой нагрузке на сеть возможны обрывы связи. Для крупных компаний, у которых много клиентов, — это серьезная проблема. В некоторых организациях сетевые сбои могут привести к критическим ситуациям. Например, это касается стационаров, где от стабильной связи во многом зависит жизнь пациентов.
Кастомная разработка vs системные российские решения?
У крупных компаний, которым нужна IP-АТС, сегодня существует два пути: либо кастомная разработка, либо российский серийный продукт. Решение зависит от объема ресурсов, который компания готова вложить в это дело, а также от результата, который она хочет получить.
Тренд на кастомизацию прослеживается сегодня везде: в образовании, дизайне и даже в политике. В связи с глобальной нехваткой сетевых решений, эта тенденция затронет и телеком-рынок.
Кастомная разработка всегда стоит дороже, но в итоге заказчик получает решение, созданное по индивидуальному сценарию с учетом цели, инфраструктуры и перспективы дальнейшего развития компании.
Некоторые считают, что АТС не генерит реальную прибыль, а значит в нее не стоит вкладывать много денег. Но если разобраться, то IP-телефония напрямую влияет на KPI, так как от нее зависят качественное обслуживание клиентов и высокая производительность сотрудников.
Серийный продукт всегда дешевле, чем кастомная разработка, и в принципе в России есть достаточно мощные и апробированные временем серийные продукты. Например, функциональные аппаратные АТС выпускают «Агат», «Протон», «Протей», софтверные АТС — «Протей», «FLAT», «Сател».
Существует реестр российской радиоэлектронной продукции, в который входит и телекоммуникационное оборудование, в том числе серверы, телефонные аппараты, шлюзы.
Как правило, корпораты редко интересуются реестром. Но у оборудования, входящего в него, есть свои плюсы. Реестр — это очень жесткий фейс-контроль, состоящий из множества этапов:
Реестровые ребята — это компании, которые прошли многоступенчатую проверку. Вхождение в реестр доказывает, что люди хоть чем-то владеют. Например, технологическими картами на сборку и конструкторской документацией, которые позволяют без проблем перенести производство при возникновении сложностей с контрактником.
Когда у тебя есть спецификация компонентной базы на руках, то при отсутствии каких-либо компонентов на рынке, им всегда можно найти альтернативу. Ты можешь управлять процессом и гарантировать заказчику стабильный результат.
Иногда новая российская платформа дает больше преимуществ, чем старая буржуйская. У многих заказчиков стоят старенькие зарубежные решения, и их замена на новое российское оборудование дает дополнительные возможности для развития, автоматизации бизнес-процессов.
Минус российских разработчиков — небольшой выбор телефонов. И это удивляет, ведь телефоны — самая перспективная ниша рынка. Именно на них приходится до 80% стоимости АТС.
Также на нашем рынке много «российских» производителей, которые перепродают оборудование различных зарубежных ODM. И в целом, это довольно стандартная и естественная ситуация для рынка телекоммуникационного оборудования. Но в сегодняшних реалиях сотрудничество с такими производителями имеет дополнительные риски: если ODM передумает работать с компанией, то это убьет все поставки вдребезги.
А китайцы нам помогут?
Китайское правительство отдало принятие решения о работе с РФ на откуп самим производителям. И если некоторые популярные бренды решили не рисковать репутацией, то компании «второго эшелона» с энтузиазмом бросились в бой на освободившийся от конкурентов российский рынок.
Широкий спектр оборудования, включая маршрутизаторы, коммутаторы, предлагают Maipu, Ruijie Networks. Также сотрудничает с российскими компаниями DIGITAL CHINA NETWORKS — крупный китайский производитель оборудования для сетей передачи данных.
На рынке РФ куча китайских телефонов. Они как возились, так и возятся. Китайцы с удовольствием сотрудничают с российскими поставщиками, делая профили в своих телефонах под российские телефонные станции.
Какая ситуация на рынке DECT-телефонии?
DECT — одно из самых эффективных решений для организации беспроводного абонентского доступа, которое обеспечивает большую эфирную емкость, помехозащищенность, надежную защиту от прослушивания и возникновения «двойников».
На российском рынке DECT-телефонии пока есть, из чего выбирать. Зарубежные производители систем радиодоступа стандарта DECT представлены компаниями Yealink. Snom, Gigaset, Ascom, KIRK.
Самые популярные решения российских производителей — оборудование компаний «Информтехника и Связь» и «Гудвин Бородино». Но у второго производителя трубки только промышленные.
Вместо заключения
Как на странно, но в текущей ситуации, с точки зрения сохранения инвестиций выиграли компании которые сами "пилили" АТС и call-центры на базе OpenSorce. И кажется сейчас это единственный вектор развития который можно контролировать самостоятельно. Долго? - Да! Затратно? - Да! Зато понятно и надежно, вроде именно этого сейчас так не хватает. Итак, чтобы хоть как-то превратить неопределенность в определенность можно сделать так.
- Расписываем коммуникационные процессы с точки зрения бизнеса. Не просто техническую схему, а блок которые эта схема поддерживает.
- Определяем уровень зависимости от производителя и заменяемости. Например, стоят у нас телефончики от убежавшей Avaya, альтернативы нету. А можем ли как-то их еще заказать?
- Каждому процессу можно присвоить уровень важности и критичности с учтем зависимости и заменяемости. Например, колл-центр должен работать при любых условиях 24 на 7, а вот если отвалиться интеграция с CRM - ничего страшного не случится.
Таким образом получатся приоритетные направления с уровнями рисков. Из этого уже можно делать какой-то план и переводить процессы в деньги. И потихоньку начинать встраивать критичные модули в текущую систему.
Ну и напоследок - смеритесь наконец с тем что MS Teams не будет (ну или скоро умрет) и такого же аналога нет. Увы, но прийдется растаскивать систему на отдельные блоки, голосовая связь, видео, чатики и файлообменник, ну или снижать планку безопасности и переходить в Телеграм.
Больше статей в Telegram канале. Способы связи и сотрудничества со мной. Соцсети.