January 11, 2023

ИТ-кухня и грабли колбасного франчайзинга

Раньше я уже писал о том, что хотел заняться продажей премиальной колбасы, но передумал и открыл школу программирования для детей. На мой взгляд, колбасным бизнесом выгодно заниматься там, где у людей стабильное финансовое положение. Россию же постоянно «штормит». У нас один кризис сменяет другой, и при таком раскладе людям не до элитных мясопродуктов.

Но есть ребята, которые всерьез занимаются колбасным бизнесом и постоянно пробуют что-то новое. Ниже — история про ИТ-кухню и грабли колбасного франчайзинга.

Intro

Дело было в начале 2000-х, когда в России, после падения «железного занавеса», быстро, но хаотично развивалась рыночная экономика. В одном небольшом городке жили два друга, которые хотели вырваться из провинции и замутить бизнес в столице.

Однажды, после очередного задушевного разговора за кружкой пива, они собрали вещи, деньги и отправились покорять Москву. Организовали в столице компанию Р, купили площадку старого завода и полностью ее перестроили под мясокомбинат. Старт у них был тяжелый, как и у всех в то время. Но через год бизнес начал приносить доход.

В течение 10 лет на заводе не было практически никакой автоматизации. ИТ-служба компании состояла из двух человек (одного айтишника и одного программиста), которые поддерживали работу 30 пользователей — бухгалтеров, финансистов, кадровиков, управленцев. Непосредственно на производстве компьютерами было оборудовано только несколько рабочих мест кладовщиков.

В 2010 году на заводе появился CIO, и перед ним поставили непростую задачу: полностью автоматизировать производство. При этом какой-то определенной концепции не было, просто хотелось сделать покруче, как за рубежом. В то время многие ездили по иностранным предприятиям, видели, как там все здорово сделано, и загорались идеей автоматизировать собственные бизнес-процессы.

Рыночная экономика принесла разнообразие не только на прилавки магазинов, но и в сферу ПО. Российский рынок наводнили ERP-системы таких зарубежных брендов, как SAP, Baan, Scala. Кроме этого, появились современные решения отечественных производителей. Например, собственные ERP-продукты выпускали компании «Галактика», «Парус», «1С». У производственных и других компаний появилась возможность автоматизировать рабочие процессы и вывести бизнес на новый уровень развития.

Поставленная задача бы выполнена: на предприятии внедрили 1С:ERP, в цехах организовали 80 рабочих мест с промышленными компьютерами, термопринтерами, сканерами, мобильными устройствами. Внедрили СКУД, по всему предприятию установили видеонаблюдение. ИТ-отдел вырос до 10 человек, которые поддерживали работу 380 пользователей.

Долгое время завод продавал только мясную продукцию. Затем он стал развивать СТМ (собственную торговую марку). Компания построила свою пекарню, заключила контракты с производителями сыров, молока, специй.

75% продукции завода шло в продуктовые сети. Также у компании было несколько фирменных магазинов, и в 2015 году она решила масштабировать этот бизнес силами франчайзи.

Запуск колбасного франчайзинга

Все детали нового проекта были тщательно продуманны. Модель франчайзинга разрабатывалась 1,5 года. За это время был сформирован пакет образцов (дизайна, бизнес-процессов, маркетинга, технологий).

Франшизу компании Р получило 150 человек. Запуск работы каждого магазина выглядел примерно так:

  1. Франчайзи приходил в офис компании и ему давали кейс, в котором были подробно расписаны все требования к новому магазину: его месторасположение, детали ремонта, модели ИТ-оборудования, видеокамер, телевизоров для трансляции рекламного контента, POS-систем, весов, особенности спецодежды продавцов. Также было требование и к самому франчайзи — опыт работы в сфере торговли мясными и скоропортящимися продуктами.
  2. Франчайзи брал в аренду помещение под магазин. Сотрудники компании проверяли, соответствует ли оно всем требованиям.
  3. Заключался коммерческий договор, франчайзи оплачивал паушальный взнос.
  4. Сотрудники компании делали для нового магазина дизайн-проект, который включал в себя визуализацию и технические чертежи для строителей. После проведения ремонта в магазине и покупки техники айтишники компании проводили монтаж и настройку оборудования. Параллельно они помогали франчайзи выбрать провайдера и к нему подключиться. Если подключить проводной интернет было невозможно, то устанавливался мобильный интернет.
  5. Проводилось обучение персонала магазина работе с оборудованием, корпоративным стандартам.

Разработка дизайн-проекта, монтаж и настройка ИТ-оборудования, обучение персонала проводились за счет компании.

Стартовая стоимость колбасной франшизы ≈ 1,5 млн рублей. Вложения непосредственно в бизнес составляют около 1,3 млн рублей, паушальный взнос — 200 тыс. рублей. Кроме этого, франчайзи ежемесячно платит роялти в размере 10 тыс. рублей.

ИТ-поддержка франшизы

Особое внимание уделялось поддержке франчайзинга, которой занималась ИТ-команда через систему HelpDesk. В команду входило пять эникейщиков и два программиста. Первые ездили по торговым точкам, устраняли неполадки, проводили монтаж/демонтаж оборудования. У каждого из них в автомобиле был набор необходимой техники и инструментов: POS-система, весы, комп, перфоратор, мини-лестница и т. д.

Программисты занимались поддержкой софта. В него входили:

  • Корпоративная система на базе 1С:ERP, на которой централизованно был сделан весь учет.
  • Решение от ШТРИХ-М для автоматизации рабочих мест кассиров.
  • Два мобильных приложения. Первое предназначалось для персонала магазинов, второе — для менеджеров компании, которые ездили по торговым точкам и контролировали, как в них соблюдаются корпоративные стандарты.

В каждом магазине было два ИТ-сервиса (доступ в личный кабинет и мобильное приложение), через которые можно было оставить заявку об инциденте. Но ИТ-сервисами пользовалось лишь 25% сотрудников магазинов, остальные оставляли заявки по телефону.

Веб-интерфейс личного кабинета имел дополнительный функционал: пользователи могли видеть аналитику по продажам, вести любой отчет, кроме бухгалтерского. Для ведения бухгалтерского учета были доступны выгрузки в 1С:Бухгалтерию.

Поддержка магазинов была ежедневной. Из пяти эникейщиков четыре находились в разъездах, а один — на дежурстве. Дежурный айтишник с 8:00 до 16:00 работал в офисе, а после отправлялся домой и принимал заявки до 22:00 удаленно.

Был куплен специальный сервисный номер, и АТС администрировалась на него. Если у сотрудников какого-то магазина возникал вопрос, дежурный принимал вызов и решал проблему. Например, если были проблемы с товаром, он связывался с товароведом компании. Если возникал сбой работы кассового аппарата, айтишник удаленно подключался к кассе, видел ситуацию и исправлял ошибки. Если была поломка, требующая физического присутствия специалиста, то дежурный забивал тикет в систему HelpDesk и инцидент появлялся в перечне заявок. Один из разъездных айтишников отправлялся в магазин и устранял поломку.

Взлет и падение франчайзинга

Несмотря на тщательно продуманную бизнес-модель и практически круглосуточную поддержку колбасного франчайзинга, он активно развивался до 2020 года, а после практически перестал приносить прибыль. Первоначальный взлет франшизы можно объяснить низкими банковскими ставками в 2015–2020 годы, что подтолкнуло людей к поиску альтернативных вариантов использования денег. Многие захотели создать бизнес, в том числе стать франчайзи.

После 2020 года банковские ставки пошли вверх. Кроме этого, с каждым годом российский рынок ритейла все больше захватывают федеральные сети. У больших ребят есть не только гипермаркеты. Они открывают торговые точки формата «у дома» или скупают региональные сети. В итоге узкоспециализированным магазинам приходится конкурировать с «Пятерочками» и «Дикси».

Россиянам нравится широкий ассортимент — идешь в «Пятерочку» и покупаешь все, что душе угодно. И даже если в колбасном магазине за углом продаются более качественные товары, тратить свое время на него народ не будет. Да и цены в торговых сетях ниже, чем в фирменных колбасных магазинах.

На данный момент франчайзинг компании Р находится в состоянии вялотекущей смерти. Процветают только те магазины, у которых очень удачное месторасположение (возле метро, на оживленной улице). Остальные торговые точки постепенно закрываются: франчайзи неинтересно пахать по 12 часов в день при выручке 150 000 рублей в месяц.


Больше статей в Telegram канале. Способы связи и сотрудничества со мной. Соцсети.