July 27

«Мы остались, но в России для нас работы нет!» История разрабов, которые не сбежали за рубеж

Парадокс — всегда занятная штука. Это событие, которое существует в действительности, но кажется нелогичным и противоречит здравому смыслу. То, что ломает шаблоны, удивляет и заставляет задуматься.

Последние лет пять все вокруг кричат, что не хватает разрабов и спрос на них превышает предложение. Можно найти кучу «рецептов», статей о том, как правильно хантить и удерживать разработчиков.

Если смотреть на статистику, то в марте этого года спрос на разрабов шел вниз. Но это было временно: после массовой релокации айтишников спрос на них опять вырос. Например, HeadHunter сообщает, что сегодня в стране не хватает мобильных разрабов. 

В такой ситуации фраза «Мы хорошие разработчики, но в России для нас работы нет» звучит странно, нелепо, парадоксально!

За неполные 2 недели ко мне пришли 5 команд с разной специализаций и разного уровня. Запрос у все один - "Давайте для вас что-то сделаем или продайте нас своим заказчикам”. На вопрос - А что же у вас случалось? Реакция разная - кто-то гнет пальцы и рассасывает про госзаказы на импортозамещение (тогда нафига вы ко мне пришли?), а кто-то честно и открыто рассказывает про сложившуюся ситуацию.

Источник

Пообщался с ребятами, которые раньше работали на буржуев. И они сломали все шаблоны.

Российский рынок — это рынок перекупов!

Мы работаем на ИТ-рынке с 2015 года, пилим мобильные приложения на Swift, Java. В нашей команде 25 человек. До зимы этого года мы были заточены только на зарубежный рынок, находили клиентов через Upwork. У нас там была хорошая репутация, большое портфолио, куча отзывов. А этой весной они взяли и все заблокировали. 

Предлагали релоцироваться, мы над этим думаем. Но нам будет тяжело перевести сотрудников: они все живут в России и хотят остаться здесь. Есть мысль рвануть в Грузию. Но это пока только планы. 

Когда мы столкнулись с поиском работы в России, то охренели. Наш ИТ-рынок монополизирован. Кто занимается разработкой крупных проектов? Только гиганты типа Яндекса. Всё остальное — перекупы!

Я могу за день от пяти человек получить один и тот же заказ. Они где-то находят крутой заказ, и он по разным каналам приходит ко мне, только уже с более мелким бюджетом. Понятно, что каждый пытается сбить цену, заработать. И эта «кухня» потрясает!

Весь рынок мобильной разработки — перекупы! И не только он. Все, что связано с айтишкой — перекупы! Там столько разрабов-сеньоров, что это просто космос. 

Без гигантов и перекупов российский рынок мертв. А если и удается найти заказчика, то он такие мелкие деньги предлагает, что даже стартовать не хочется.

Если побегать по просторам интернета, то можно найти разные мнениях о перекупщиках. Одни их считают грибами-паразитами, мародерами и стервятниками, которые наживаются на нормальных разрабах. Другие, наоборот, хотят найти перекуп — чувака, который имеет доступ к заказчикам: 

«Чувак, если это ты, отпишись, я тебя жду! С тебя пул стартапов, с меня — ракетное пуляние стартапов + неинтерес к величине твоего куска. Главное, чтобы меня устраивал мой кусок. Наладим шикарный пул, 100%!»

А, вообще, вы хорошие разрабы? Что умеете пилить?

Если бы мы ничего не умели делать, у нас бы не было постоянного потока клиентов все эти 7 лет. Буржуи не дураки, чтобы платить за низкое качество. 

С большими ребятами работали. Например, был проект с  Virgin  из Дубая. Это типа нашего МТС. Нашу команду позвали на определенном этапе. До этого работали другие разрабы, не очень опытные. Нам пришлось разгребать их ошибки. Заказчик остался доволен.

У нас есть крупное приложение Fiskl для выставления счетов, которое мы до сих пор поддерживаем. Создавали электронные кошельки, приложения для поиска работы, прослушивания музыка, сервисы для больниц, аптек, охотников, туристов. Работали с англичанами, американцами, австралийцами. Короче, опыт разнообразный.

Требования к работе выше в России или у буржуев?

Российский рынок более требовательный к разрабам. На Западе между сеньором и мидлом нет огромной разницы. У нас же сеньор должен быть богом программирования, знать и уметь все на свете. При этом российские заказчики сеньорам платят намного меньше, чем на Западе. Требования выше, а денег меньше!

В крупных российских компаниях требования к разрабам колоссальные. За эти полгода наши ребята пытались устроиться в гиганты. Но большие компании ищут богов программирования, и если ты не гений — до свидания! 

Хотя я знаю этих ребят, мы с ними прогнали много проектов, они ответственные и никаких проблем с заказчиками у них не было.

На Upwork никого не нужно было уговаривать с нами работать — люди смотрели на портфолио, отзывы, и этого было достаточно. А на российском рынке заказчиков нужно убалтывать, доказывать с пеной у рта, что ты что-то умеешь делать.

За последние два месяца к нам только три лида пришло, один из которых стартовал. Да и то зарубежный, не русский. 

Обесценивание — стандартный прием больших компаний при найме на работу. Это манипулятивная и неприятная штука: тебе задают кучу вопросов, многие их которых не относятся к твоей специализации. Условно, ты пришел устраиваться разрабом мобильных приложений, я тебя гоняют по высоконагруженным тематикам. Хотя, высоконагруженные приложения — отдельная тема. На каком-то вопросе ты спотыкаешься, и интервьюер радостно вскрикивает: «Ага, ты этого не знаешь! До свидания!»

Складывается такое ощущение, что интервьюер воспринимает собеседование как соревнование, где он должен показать класс. Конечно. можно отыскать на просторах интернета и на тайных страницах мануалов вопрос, на который разраб не ответит. Но вроде бы задача собеседования заключается не в этом.

А сколько буржуи платят?

Буржуи ценят российских разработчиков, потому что они всё делают качественно и недорого. На Upwork у нас была ставка 30 баксов в час, и никто из заказчиков не парился.  

Их местные разрабы берут гораздо больше. Например, разраб из США берет 100 баксов в час. Мы берем в три раза меньше и делаем не хуже.

Если смотреть статистику ЗП - мобильный разработчик получает на руки в российском корпорате в среднем 18 USD в час.

В эти 30 баксов входит стоимость ТЗ?

У нас есть дизайнер, который рисует макеты и может показать заказчику, как будет выглядеть приложение. Но ТЗ мы не пилим, к нам приходят как к исполнителям. На Upwork все четко. Приходит заказчик, у него уже все готово, продумано. Ты просто берешь, анализируешь и реализуешь. 

Описывать бизнес-процессы, составлять ТЗ заказчикам помогают промежуточные консультанты. Мы с ним просто обсуждаем сумму, цену, показываем наших разрабов и в путь.

Вот так всегда! Буржуи умные и покупают аналитиков, которые помогают навести порядок в бизнес-процессах, их описать, составить грамотное ТЗ. Заказчик потом берет ТЗ, отправляется со спокойной душой к разрабам и получает эффективное решение.

А у нас как в анекдоте. Услышал гендир где-то, что есть система «Охрененно», которая решает все проблемы бизнеса. И всё, погнали, побежали, больше делай — меньше думай! Зачем нанимать аналитика? Зачем наводить порядок в бизнес-процессах? И так всё нормально работает!

Чтобы не платить за составление ТЗ, гендир взваливает это на ИТ-директора. CIO не хочет пахать «за себя и за того парня» и спускает задачу айтишникам. А тем и вовсе ТЗ до барабана. Они что-нибудь быстренько накалякать, и дело сделано.Так компания получает не систему «Охрененно», а систему «Нафиг нужно».

А были косяки с буржуями?

Несколько лет назад был проект, пришел заказчик из Лондона. Пришел с макетами, со всем готовым. Мы быстро оценили объем разработки, договорились с клиентом. А потом, когда начали разрабатывать, поняли, что мы многое не учли. Оказалось, что «под капотом» было много работы, которой заказчик не видел.

И мы вместо трех месяцев, запланированных на проект, работали пять месяцев. За два лишних месяца работы нам никто не заплатил. Но здесь мы сами были виноваты, так как при оценке не учли все нюансы. После этого мы стали более серьезно подходить к estimate.

Как проводите лидогенерацию и что планируете делать дальше?

Мы посадили отдельно человека, который ищет лиды. Я партнерские сети собираю. Мы даже ездили на три партнерские встречи. Со многими ребятами познакомились, с некоторыми общаемся. Они нам помогают, мы им помогаем. 

На партнерских встречах я узнал удивительную вещь: почти все наши разрабы, в том числе большие ребята, не сотрудничали с Upwork, а изначально «варились» внутри российской айтишники. 

А мы были заточены только на буржуях. Нашей точкой отсчета была Upwork, оттуда все и началось. Возможно, это объясняет отсутствие у нас заказов, ведь отзывы, репутация остались на Upwork. Никто не думал, что нас рубанут так жестко. Мы им столько денег принесли, а они взяли нас и заблокировали.

Да, пока тяжело, работы мало. За эти полгода мы посадили трех наших разрабов по партнерским сетям, т. е. «продали» в другие компании. Иногда к нам возвращаются зарубежные заказчики, которым нужно что-то допилить. Деньги переводим через  наше же приложение.

Короче, пока работаем, а дальше жизнь покажет…

В заключение

История ребят — не единственная странность в российской айтишке. Часто компании идут на многое, чтобы привлечь разрабов, а потом берут и обесценивают ИТ-отдел. 

Айтишка не генерит реальную прибыль, и руководители считают ее не важным, а второстепенным звеном компании. Разрабам приходится выбивать бюджет, бегать за руководителем, чтобы их услышали. И это парадокс!