April 19

«Эмоциональный интеллект — платформа управления данными». Зачем технарям и IT-руководителям нужен EQ, и как его можно развить?

Аудио-версия ->

Эмоциональный интеллект — это про человечность, общение и взаимодействие с окружающими. Про способность быть чутким к своим и чужим эмоциям, сопереживать другим, конструктивно общаться. Про умение выключать злость, гнев, агрессию, включать позитивное мышление, преодолевать стресс, решать конфликты.

Эмоциональный интеллект — это и про айтишку. Любая IT-компания — не просто проектная организация, создающая «продукт в цифрах». В первую очередь, это работа команды, в которой всегда есть эмоциональная составляющая. И технари, и тимлиды, и руководители испытывают на рабочем месте, при взаимодействии друг с другом те или иные эмоции. И от них во многом зависит мотивация, корпоративная культура, сплоченность команды, а значит и конечный результат работы.

Эмоциональный интеллект = 75% успеха человека

В 1916 году был разработан первый тест для определения IQ — коэффициента познавательного интеллекта, и долгое время считалось, что именно он определяет, будет человек успешным в жизни или нет.

Но дальнейшие исследования показали, что от IQ зависит лишь 25% наших достижений, а остальной частью успеха рулит эмоциональный интеллект (EQ, ЭИ). В США даже есть поговорка: «Познавательный интеллект дает тебе работу, а эмоциональный интеллект — карьеру».

Высокий IQ помогает человеку стать профессионалом, но этого недостаточно, чтобы продуктивно общаться с коллегами, партнерами, мотивировать себя и других, продвигаться вверх по карьерной лестнице.

ЭИ — часть наших когнитивных способностей, мышления. Познавательный интеллект обитает в левом полушарии головного мозга, эмоциональный интеллект — в правом.

Если говорить на языке айтишников, то эмоции — это данные, которые можно анализировать, дифференцировать, а ЭИ — платформа управления данными. 

Разные исследователи по-разному видят структуру эмоционального интеллекта. Но в большинстве случаев к его главным компонентам относят:

  1. Способность распознавать свои эмоции, называть их конкретными словами: «Я злюсь на технаря Васю», «Меня раздражает айтишник Петя», «Я боюсь начальника Колю», «Я ненавижу тимлида Толю». Здесь конкретные определения эмоций — злость, раздражение, страх, ненависть. Нужно не просто уметь определять, испытываете вы негатив или позитив, а уметь идентифицировать эмоции. Невозможно научиться управлять тем, что ты не осознаешь.
  2. Эмпатия, социальная чуткость — способность понимать, распознавать эмоции окружающих. Эмпатичный человек умеет считывать эмоции других, а значит ему легче взаимодействовать с окружающими и избегать конфликтов. 
  3. Способность управлять своими эмоциями. Когда человек не контролирует свои эмоции, он напоминает автомобиль без тормозов, который непременно ждет авария. Айтишник-хулиган рано или поздно вылетит с работы, руководитель-агрессор — столкнется с бегством технарей из компании.
  4. Способность управлять чужими эмоциями — умение гасит негативные эмоции окружающих, создавать доверительную, мотивирующую обстановку в команде.

«Я общаюсь с железками. Зачем мне какой-то эмоциональный интеллект?»

Многие технари — интроверты, замкнутые люди, которым хорошо и уютно только наедине со своим железом. Да, они талантливые, очень ответственные, любознательные, но абсолютно некоммуникабельные. Зачастую даже друзья и коллеги считают их «странненькими». Интроверты существуют в своем внутреннем мире, вне социума, любые контакты вызывают у них стеснение, дискомфорт, а в самых запущенных случаях — страх и волнение.

У интровертов снижена эмпатия (компонент ЭИ), и они вовсе не стремятся ее включать — обитатели внешнего мира им до барабана. Кроме того, интроверты не такие уж тихие, кроткие и безобидные, как кажется: если отвлечь программиста, который «завис», то будет буря, взрыв эмоций. Любой разговор буквально выдернет разраба из его мира, вернет к реальности. Мысль будет упущена, логичная цепочка порвется… 

Все это мешают многим айтишникам нормально общаться с коллегами, руководителями, клиентами. А между тем коммуникация — одна из главных составляющих взаимодействия внутри команды и достижения совместного результата. 

Быть командным игроком, а тем более продвигаться по карьерной лестнице, без навыков межличностного общения невозможно. Именно поэтому эмпатичные технари гораздо быстрее становятся тимлидами, чем их коллеги-интроверты. Эмоциональный интеллект — это та компетенция, которая делает разработчика руководителем.

Также развитый ЭИ позволяет разработчику:

  • Освоить позитивное мышление. Айтишник, который позитивно мыслит, перестает брюзжать, быть закрытым, настаивать на том, что он все знает, относиться с критикой к мнению других. Позитивное мышление повышает мотивацию, помогает создавать новаторские и оригинальные решения.
  • Понимать конечного пользователя продукта: как он будет использовать интерфейс, с какими проблемами при этом столкнется. Особенно это важно для технарей, создающих приложения и сайты для людей с ограниченными возможностями. Например, вряд ли технарь с низкой эмпатией сможет представить, как его разработкой будут пользоваться слабовидящие или незрячие люди.
  • Справляться с профессиональным выгоранием. Клинические исследования доказывают, что высокий ЭИ снижает выраженность негативных эмоций и уменьшает риск профессионального выгорания.

Полностью «переквалифицироваться» из глубоко интроверта, замкнутого в себе, в общительного экстраверта практически невозможно, так как модель поведения человека имеет глубокие корни и закладывается уже в детстве. Да и не всегда это нужно: у интровертов много достоинств, которые ценятся в айтишке. Но при желании такие люди вполне могут научиться конструктивно общаться с окружающими. И один из способов этого достичь — развитие эмоционального интеллекта.

«Для чего мне учиться понимать эмоции технарей? У меня есть дела поважнее»

Не только у многих технарей, но и у многих IT-руководителей снижена эмпатия. В гонке за результатами они развивают свои профессиональные и деловые качества, но утрачивают способность по-человечески общаться с сотрудниками, перестают видеть в технарях живых людей и начинают относиться к ним как к роботам.

Знаменитый исследователь эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман считает, что если руководитель понимает эмоции, ценности своих сотрудников, то в команде царит атмосфера доверия и лояльности. И наоборот, руководитель, которому нет дела до эмоций и интересов сотрудников, создает недоверие и дисгармонию в рабочих отношениях.

IT-руководитель с развитым ЭИ, развитой эмпатией обращает внимание на личностные особенности сотрудников и учитывает их при построении работы, распределении ответственности в команде. Например:

  1. Вася — глубокий интроверт. Ему комфортно работать одному и отвечать за все самому, но переговоры с клиентами его бесят.
  2. Петя — экстраверт, предпочитает делить и работу, и ответственность. Ему сложно вести проект одному, зато он классно проводит переговоры.
  3. Как распределить ответственность, чтобы и Васе, и Пете было комфортно работать? Можно доверить Васе крупный проект, где он будет главным, а Петя ему поможет и возьмет на себя переговоры с клиентами.

Распределение ответственности с учетом личностных особенностей технарей — гарантия высокой мотивации и успешной работы команды.

Также развитый эмоциональный интеллект позволяет IT-руководителю:

  • Выстраивать эффективную коммуникацию с технарями. Когда руководитель понимает, какие эмоции испытывает тот или иной сотрудник, он может выбрать правильную тактику взаимодействия. Например, интроверты остро реагируют на невнимание собеседника. Поэтому если такой технарь начал монолог, нужно внимательно его выслушать. Если айтишника прервать, то вряд ли он снова вернется к разговору.
  • Принимать эффективные решения. Клинические исследования доказывают, что людям с низким ЭИ сложно принимать даже простейшие решения как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. Ученые объясняют это тем, что эмоциональный интеллект влияет на логическое мышление также, как и IQ.
  • Контролировать свою агрессию. Сложно уважать босса-агрессора, который чуть что переходит на крик и постоянно угрожает: «Я вас всех уволю!» Кроме того, когда человек проявляет агрессию, он теряет способность нормально слышать собеседников, воспринимать информацию. А информация — ценный ресурс для руководителя. Исследователи Университета Малаги провели системный анализ 19 научных работ, посвященных изучению ЭИ и агрессии. 18 исследований сообщили, что людям с развитым эмоциональным интеллектом гораздо проще управлять своей агрессией.
  • Позитивно мыслить и мотивировать команду на достижение успеха. Эмоции — это наши сигналы, которые мы вербально или невербально передаем окружающим. Поэтому если руководитель транслирует позитивный настрой, то он передается и сотрудникам.
  • Успешно вести переговоры с клиентами. Руководитель с высоким ЭИ по мимике, интонациям, фразам может определить эмоциональное состояние клиентов и сориентироваться, как правильно вести диалог.

Как измерить свой эмоциональный интеллект?

В интернете можно найти кучу тестов для измерения уровня эмоционального интеллекта, но большинство из них — недостоверные. Есть всего несколько надежных методик, разработанных квалифицированными психологами:

Первые два теста измеряют как общий ЭИ, так и его отдельные компоненты, последняя методика — только общий ЭИ.

Как развить эмоциональный интеллект?

1. С помощью тренингов

Самый эффективный способ развития эмоционального интеллекта — это обучение у профессионалов. На рынке много предложений от бизнес-тренеров: корпоративное обучение, индивидуальные тренинги, деловые игры.Неплохой индивидуальный курс по развитию ЭИ находится здесь. Автор курса — мировой эксперт, консультант спецслужб ЦРУ, ФБР, Скотланд-Ярд.

2.С помощью приложений и дневника эмоций

Существуют специальные приложения для развития ЭИ. Например, приложение MoodKit, которое помогает пользователю определять свои эмоции и настроение. Сгенерировать индивидуальную программу развития ЭИ можно с помощью приложения EQ.

Многофункциональное приложение — «Карманный Психолог», состоящее из тренажера ЭИ, дневника эмоций и «психолога-консультанта».

Дневник эмоций — прикольная и полезная штука, которая развивает способность замечать эмоции, анализировать свою коммуникацию с окружающими, находить ошибки и исправлять их. В дневнике человек фиксирует, что он чувствовал в течение дня, какие обстоятельства вызвали те или иные эмоции.

Составить дневник эмоций можно и самостоятельно. Вести его лучше в блокноте или тетради: исследования доказывают, что письмо на бумаге позволяет лучше запоминать информацию, чем заметки на электронных устройствах.

Пример дневника эмоций руководителя:

Когда человек не проговаривает, а прописывает ситуацию и конструктивные способы ее решения, он создает новую внутреннюю установку, которая базируется на предыдущем опыте. 

В следующий раз, когда Вася придет выклянчивать деньги на железку, вы вспомните, что он хороший, что он ни в чем не виноват, и поступите конструктивно.

Регулярное ведение дневника эмоций помогает найти проблемы, которые мешают работе команды. Например, дневник может показать, что вы — агрессор и постоянно срываетесь на сотрудниках. А это демотивирующий фактор.

3.С помощью работ психологов

Лучшие книги для прокачки эмоционального интеллекта:

  1. Emotional Intelligence Дэниела Гоулмана. В книге много теории и практики. Есть уникальные техники по управлению отдельными эмоциями. Вся практика основана на результатах клинических исследований. 
  2. «Эмоциональный интеллект» Игоря Вагина. Автор рассказывает, как проводить тренинг по развитию ЭИ. Каждая часть книги — модуль тренинга.
  3. «Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять» Дэвида Карузо и Питера Сэловея. Незаменимая книга для управленцев, в которой авторы рассказывают, как считывать эмоции сотрудников, направлять их в нужное русло, прокачивать свои лидерские качества, навыки коммуникации.

4. С помощью просмотра фильмов

Дополнительное упражнение, которое развивает способность распознавать эмоции людей.

Смотрите фильмы с выключенным звуком. Во время просмотра старайтесь понять по жестикуляции, мимике, поведению актеров, о чем они говорят, какие эмоции испытывают. Чтобы проверить себя, прогоните киношку еще раз, но уже со звуком.

5.С помощью мимической обратной связи

Клиническими исследованиями доказано, что мимические мышцы и мозг взаимосвязаны и с помощью мимики можно управлять своими эмоциями. В следующий раз, когда к вам притянется айтишник Вася и начнет выпрашивать железку, не злитесь, а сымитируйте улыбку. В ответ на это ваш мозг запустит положительные эмоции.


Больше статей в Telegram канале. Об авторе.