March 22, 2023

Как мы сделали детский конкурс по программированию и чуть не получили пи№;%й  

Часть первая. Я гений маркетинга

Тема B2C продаж продолжает раскрываться для меня в новом свете. За 4 года про детское доп. образование удалось понять, что:

  1. В плане привлечения нормально работают только соцсети, ну и "сарафан"
  2. Наши клиенты в радиусе 3 км. Дальше ездить не готовы.
  3. Мотивация родителей — это не дать какой-то вектор будущей профессии, а просто куда-то засунуть свое чадо, чему оно не будет сильно сопротивляться
  4. Дорого — это все, что дороже 500р в месяц, но таких только 2% (и мы научились с ними работать, а точнее не работать).
  5. Конверсия прихода на первое бесплатное занятие у детей хуже, чем у взрослых (50% у детей, против 70% у взрослых).
  6. Качество курсов оценивается родителями из разряда "у вас очень сложно, т.к. мой сын не смог мне объяснить, как работают циклы".

До родителей мы не можем донести ценность самих курсов, нужно действовать через детей, т.е. механика такова — дети сами доносят ценность до своих друзей, а те, в свою очередь говорят "Мамотведи!" (работающий стереотип, что в детском доп. образовании рулят мамы)

Чтобы дети рассказали нужно их как-то мотивировать на это. Была тупая мысль про раздачу листовок "приведи друга, получишь что-то хорошее", но в понимании 8-летнего хорошее — это PlayStantion или деньги. Вопрос " А как безопасно платить несовершеннолетним за лиды?" Я пока придумал только карточки из Детского Мира с номиналом 500р и 1000р, например. Но мысль показалась очевидной и тупой, а кому же интересно идти коротким путем!

Второй идеей было сделать ученикам визитки "как у взрослых", чтобы раздавали друзьям и хвастались, а дальше по отработанной схеме "Мамотведи!" От нее тоже отказался, скорее всего, мотивации детей хватило бы на 1-2 визитки.

Параллельно мы с коллегами обсуждали своеобразный "отчетный концерт" для родителей. Цель — показать, что наши ученики сделали за 5 месяцев. И очень хотелось как-то вовлечь в этот процесс и детей, и их родителей (последние, кстати, отключились от процесса обучения на третий месяц, как только поняли, что ребёнку нравится и все ОК). Сошлись на том, что нужно делать КОНКУРС.

Для понимания, как это организовать чтобы всем понравилось, я пошел в CustomerDevelopment со своей дочерью. Человеку на тот момент было 8 лет, и она была единственной девочкой во всей школе. В процессе беседы мы выяснили, что она не видит пользы в конкурсе вообще ввиду гендерных противоречий. Проще говоря, мальчишки просто за нее не проголосуют.

Походил с этой мыслью пару дней, предложил ей сделать открытое голосование, где можно будет вовлечь друзей и одноклассников. Идея была поддержана. Пазл сложился, и мы делаем "отчётный концерт" с вовлечением кучи стороннего народа на равных условиях без внутренних симпатий, на тот момент мне казалось, что это идеальная схема. Казалось…

Часть вторая. Голосование

Неделя ушла на сбор заявок, запись самих видосов (ученики показывали мультики), сборка сайт,а система голосования, закупка призов. Чуть не забыл, мы для всех сделали визитки, с одной стороны ФИО, с другой № проекта с просьбой проголосовать, объяснили, что с ними делать.

Старт был дан в субботу, когда занимались группы. Раздали визитки и стали ждать потока лидов. На голосование отвели 6 дней. Экшн прилетел на 3й день голосования, когда родители переругались в общем чате. Виноват, конечно же, был Я.

Почему? Обеспечить честность, защищенность и прозрачность электронного онлайн-голосования довольно сложно, в идеале, мы вводим многофакторную аутентификацию, всех регистрируем, проверяем телефоны, мейлы и создаём кучу неудобств ради соблюдения справедливости.

Голосовалка, реализованная на Tilda, просто помечала проголосовавшего через cookie в браузере и не давала ему голосовать повторно, а если эти cookie почистить, то можно хоть 300 раз. Родители раскусили это на второй день, и понеслась! Взаимные обвинения в чате, упреки в нечестной игре, ответные претензии. Преподы, наблюдавшие это со стороны, были просто в шоке.

Руки просто чесались как-то поправить ситуацию и принести в мир справедливость, и мы долго это обсуждали, но в итоге решили не вмешиваться, условия у всех должны быть равные.  Был еще второй лайфхак — разместить ссылку в большой группе мессенджеров или соцсети.

Формально это было в рамках правил, но, когда сравниваешь голоса со статистикой ютуба, разница получалась в 10 раз, не в пользу ютуба! Страсти в чате то утихали, то снова разгорались. Мы даже на всякий случай приготовились к оттоку учеников и возврату денег, которые потребуют разгневанные родители, т.к. они по каким-то причинам не победили.

Родителям не были интересны проекты детей! Важным оказалась реализация собственных амбиций!  Самая большая проблема нашего традиционного образования в том, что учителя сами решают задачи за детей, а дома родители решают проблемы за детей. А потом все дружно пишут с соцсетях "Мой Петя ничем не интересуется, играет с утра до вечера в игры и сидит в ВК". Ясен пень, что игры — это единственная сфера, куда вы не смогли залезть (пока что).

Вы реально думаете, что ребенок 8-11 лет не сможет попросить своих сверстников проголосовать за него? Он просил от вас помощи? Сомневаюсь. А, понял, это ведь такая легкая самореализация, почитерить на детском конкурсе и всех сделать! Но есть нюанс, вы такой не один, у нас за звание "Родитель, который больше всего накликал" боролись четверо. Двое до самого финала, потом делили первое и второе места в чате.

Кто победил в этом случае? Я думаю, что никто, проиграли все. Ребенок, который что-то создал сам и имел возможность это попиарить среди друзей, просто не получил такого опыта. Родитель-победитель попросту украл саму возможность победы у своего чада и даже не дал шанса попробовать.

Я сам почти включился в эту гонку, разослал ссылку всем родственникам и знакомым, не получив на это ни разрешения, ни запроса. А зачем? Реальная цель — передать ответственность за процесс по схеме "сам сделал, сам продал, сам получил обратную связь".

Часть третья. Как  мы пытались исправить ситуацию?

Срочно заказали всем участникам футболки с логотипом школы, вроде как, поощрительный приз. Было много внутренних дискуссий по введению дополнительных номинаций, но это большой риск получить по шее от родителей, т.к. в их глазах, мы бы начали менять условия "на ходу". Были идеи раздать наклейки-звезды, но, опять же, этого не было в начальных условиях. Решили оставить все, как есть, а я на всякий случай подготовился объяснять разгневанным мамам про то, что произошедшее было ими же и спровоцировано.

Часть четвертая. Чем все кончилось? 

А ничем. Награждение прошло почти без слез. Из родителей практически никто не пришел, пофоткались, поели торта и разошлись. Никаких претензий, объяснений и требования возвратов денег не было.

Выводы.

1. Чтобы сделать какую-то активность "как у взрослых", нужно в первую очередь исключить самых взрослых, именно они все и испортят.

2. Если участвуют 10 участников, нужно придумать 10 номинаций и всем в итоге раздать призы, открытым голосованием можно закрыть одну-две номинации, остальное перенести в область неподконтрольную родителям.

В итоге мы достигли расширения аудитории, получили пару лидов, но как-то особой радости лично я от этого не испытал.


Чем я могу быть полезен вам или вашей компании?

Больше материала в Telegram канале